Предупреждение с подвохом: почему шумовые полосы не работают
Прочитали мы тут заметку на новостном сайте о замене лежачих полицейских шумовыми полосами: «В Набережных Челнах для повышения безопасности дорожного движения вместо «лежачих полицейских» установят шумовые полосы, пишут «Челнинские известия».
Шумовые полосы — это полосы, нанесенные поперек, на проезжей части, с помощью дорожного пластика (4 – 6 и более полос), выемкой фрезой полосы в дорожном покрытии и создающие шумовой и вибрационный эффекты в салоне автомобиля, предупреждающие о препятствии, участке повышенной опасности, обочине, за линией нанесенных полос
Предполагается, что, проехав шумовую полосу, водитель повысит внимание и снизит скорость движения, однако шумовой и вибрационный эффект возникает при скорости близкой к 80 километрам в час. Изначально шумовые полосы были придуманы и устанавливались на въезде в населенные пункты, разделительных осевых полос на дорогах, с двусторонним движением и на автомагистралях, обозначая край проезжей части и опасность выезда на обочину.
По мнению Челнинских городских властей установка таких полос вместо лежачих полицейских должна повысить безопасность пешеходов на переходе. Сомнительное утверждение по нескольким причинам:
-
На скорости 50 - 60 километров в час современный комфортный автомобиль может не ощутить ни шума, ни вибрации, компенсируемых качественной резиной и навороченной подвеской.
-
Ответственный водитель снижает скорость перед пешеходным переходом, знаком населенный пункт, знаком ограничения скорости, видя пешеходов, собирающихся переходить дорогу или находящихся на переходе и без шумовых полос.
-
Недисциплинированный водитель скорости не снизит, есть на дороге полосы или нет.
-
Лежачий полицейский заставляет снижать скорость каждого водителя, даже пренебрегающего требованиями дорожных знаков и дорожной разметки.
Эффект снижения скорости и повышения внимания водителей будет достигнут, если применять совместно и лежачих полицейских, и шумовые полосы. Отдельно нанесенные шумовые полосы перед пешеходными переходами в городах не приведут к желаемому эффекту. Да, они могут привлечь внимание водителя, разговаривающего по мобильному телефону и не следящего за дорогой, но как средство для принудительного снижения скорости они работать не будут. Принятие решения «снижать – не снижать» остается за водителем, в отличие от эффекта принуждения от установленного лежачего полицейского.